Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 19.05.2024, 09:13

Мой сайт

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [16]
Статистика
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Мотивированные учащиеся

Работа с мотивированными учащимися

 

            Одной из главных задач в работе учителей-предметников является развитие творческой активности учащихся, повышение интереса учеников к предмету, расширение познавательных рамок предмета. Практически все учителя-предметники в своей работе уделяют внимание ученикам, имеющим повышенный уровень учебной мотивации. Они стараются работать с применением новых образовательных технологий: личностно-ориентированной, проблемно-поисковой, компьютерной; разрабатывают программу предметных недель, проводят школьные олимпиады, а призёров готовят к участию в районных предметных олимпиадах, выступлениям на областном этапе Всероссийской олимпиады школьников, участвуют в творческих конкурсах различных направлений.

С целью создания мотивации на учебу, развитие творческих способностей учащихся преподаватели стремятся на уроках развить их познавательные интересы, проводят индивидуальную работу.

На современном этапе развития методики преподавания иностранных языков одной из самых важных и насущных является проблема выбора средств обучения, а именно учебников и учебных пособий. В настоящее время на российском рынке наряду с отечественными появилось много зарубежных учебных материалов, что можно отметить как положительный фактор, поскольку появление альтернативных учебников дает учителю возможность выбора, способствует реализации его творческого потенциала.

Так, расширение рынка учебной литературы вызывает необходимость в выборочном подходе к учебникам и их всестороннем анализе. Все это привело к необходимости переосмысления и обновления требований к учебнику иностранного языка. Основным требованием к современному учебнику иностранного языка, на наш взгляд, является: насколько данный учебник способствует созданию интереса учащихся к изучению ИЯ, коммуникативной мотивированности учебного процесса, т.е. насколько он решает проблему мотивации в обучении ИЯ. Актуальность исследования обусловлена и тем, что в настоящее время интерес ученых и практиков к проблеме мотивации повысился, поскольку именно мотивация связана с поиском внутренних условий повышения эффективности учебной деятельности. Мотивация как наиболее гибкое образование подвержена изменениям в зависимости от социальной и экономической ситуации. Это делает проблему актуальной и требует постоянного ее изучения. В настоящее время проблема мотивации обучения иностранному языку полностью еще не решена, на что указывают современные психологи и педагоги. Особенно остро стоит проблема обучения иностранному языку в средней школе. Вместе с тем, следует подчеркнуть, что в этой области сделано уже немало. В последнее время к этой важной для методики преподавания иностранных языков проблеме обращаются многие ученые. Так, проблеме мотивации посвящены работы целого ряда как отечественных, так и зарубежных ученых: И.Л. Бим [1986], Г.В. Рогова [1991], А.К. Маркова [1983; 1990], Н.М. Симонова [1980], О.В. Канарская [1998], Н.А. Емельянова [1997], М.А. Кудашова [1975], П.Б. Гурвич, СТ. Григорян [1973], Усман Сума [1993], У.И. Риверс [1976], Н.Н. Stem [1975; 1978; 1991], L. Edward [1985], V. Hamilton [1978], J.L.M. Trim [1978] и др. Вопросы, рассматриваемые авторами в своих работах, касаются таких проблем, связанных с мотивацией изучения иностранного языка, как: устойчивость учебной мотивации; поддержание и развитие положительных мотивов, а также педагогическое воздействие на перестройку иерархической структуры мотивационной сферы; проблема мотивации через организацию внеклассной работы; выявление основных видов мотивации; межпредметные связи как один из важных стимулов повышения интереса учащихся к иностранному языку и др.

Теоретические и экспериментальные исследования проблемы мотивации показывают: при обучении иностранному языку мотивации принадлежит ведущая роль; эффективность овладения иностранным языком находится в зависимости от уровня развития мотивации к предмету; среди всех видов мотивации, побуждающих обучаемых к овладению иностранным языком, наиболее важными являются внутренние, т.е. мотивы, связанные с самой учебной деятельностью и процессом ее протекания. Практическая значимость разработок в области мотивации изучения иностранного языка состоит в поиске более эффективных приемов работы, новых методов и подходов в обучении им, а также в выявлении новых источников мотивации и формулировке объективных требований к ним [Маркова А.К., 1990; Канарская О.В., 1998; Прокофьева В.Л., 1990; Болтнева О.Ю., 2001; Долгова Л.А., 1988; Кругликов В.Н., 1996 и др.]. Однако, несмотря на широкий круг исследований, не все источники повышения мотивации учащихся в обучении иностранному языку выявлены полностью. Таковым является учебник иностранного языка, который обладает, на наш взгляд, значительными мотивирующими возможностями. Процессы обновления в сфере обучения иностранным языкам в отечественной школе создают ситуацию, в которой педагогам предоставлены право и возможность самостоятельного выбора учебных пособий и других обучающих средств. На важность проблемы выбора учебников и учебных пособий указывают в своих исследованиях многие отечественные и зарубежные ученые [Бим И.Л., 1999; Зеня Л.Я., 1996; Якушев М.В., 1998; Грицевский И.М., 1990; Mueller B-D., 1986; Funk H., 1991, 1994; Apelt W., 1992; Weigmann J., 1992 и др.]. Любой учебник иностранного языка для общеобразовательной школы важно рассматривать, прежде всего, с такой точки зрения: в какой степени он способствует успешной организации обучения. Успех зависит от того, насколько полно выявляются и используются заложенные в нем мотивирующие возможности. Учебник призван заинтересовать, активизировать и стимулировать учащихся в обучении иностранному языку, то есть мотивирующая функция учебника состоит в том, чтобы с его помощью обеспечить стимулирование речевой деятельности учащихся и их учебной деятельности в целом, формировать интерес к учебному предмету, создавать искусственную иноязычную среду, по возможности пробуждать потребность в иноязычном общении, в дальнейшем самообразовании. В условиях массового обучения в средней школе очень велика значимость мотивационной функции учебника. Поэтому стоит задача разработки методики выявления и использования заложенных в учебнике мотивационных возможностей.

Практически все учащиеся испытывают потребность в совершенствовании своей учебной деятельности, но отсутствие соответствующих их интересам материалов значительно затрудняет решение этой задачи. Поскольку учебник ИЯ выступает в качестве основного, а порой и единственного средства обучения в школе, то необходимо, чтобы учебник в первую очередь влиял на потребностно-мотивационную сферу учащихся, вызывал интерес к изучению ИЯ, повышал мотивацию учащихся. Проблема заключается в том, что не все учебники ИЯ способны повысить мотивацию учащихся в обучении иностранному языку. Нередко можно наблюдать случайность в выборе учебника ИЯ, поверхностный отбор материала. Исключение подобной случайности вызывает необходимость в разработке объективных параметров выявления мотивирующих возможностей учебника ИЯ. Сказанное свидетельствует о необходимости вооружить учителя конкретными практическими рекомендациями, знаниями и умениями, которые позволят ему провести анализ учебника, выявляющий его мотивирующие возможности для учащихся. Все вышеизложенное обусловило формулировку темы следующим образом: "Учебник как средство повышения мотивации учащихся в обучении иностранному языку". Объектом исследования является учебник как организующий компонент учебного процесса в обучении иностранным языкам. Предметом исследования выступает мотивирующая функция учебника иностранного языка в педагогическом процессе. Актуальность и недостаточная разработанность проблемы предопределили основную цель исследования, которая заключается в поиске путей повышения мотивации учащихся в обучении иностранному языку средствами учебника. Гипотеза исследования: учебник иностранного языка является источником повышения мотивации успешного овладения учащимися иностранным языком, если он обладает такими свойствами, которые способствуют формированию положительной ориентации на усвоение содержания иноязычного образования, если он обеспечивает результативность обучения иностранному языку, создавая основные виды мотивации, а именно: коммуникативную; страноведческую и лингвострановедческую; линогвопознавательную; эвристическую; мотивацию, обусловленную желанием получить информацию в полном объеме; мета-когнитивную и эстетическую; и если он направлен на гуманизацию учебного процесса.

На современном этапе стало очевидным, что проблема мотивации является одной из стержневых проблем в методике преподавания иностранного языка, поскольку именно мотивация обусловливает успешность овладения учащимися иностранным языком, на что указывают ведущие методисты З.М. Цветкова, И.В. Рахманов, Н.И. Гез, С.К. Фоломкина [Симонова Н.М., 1980].

Для совершенствования учебного процесса, для активизации познавательной деятельности учащихся, а, следовательно, и повышения мотивации учения, современная методика преподавания иностранных языков продолжает поиск более эффективных приемов работы, новых методов и подходов в обучении им, новых источников мотивации.

Утверждая, что одним из важных источников повышения мотивации учащихся в обучении ИЯ является учебник, следует признать, что проблема выбора средств обучения, а именно учебников и учебных пособий является одной из самых важных и насущных в обучении иностранным языкам. Любой учебник иностранного языка для общеобразовательной школы важно рассматривать, прежде всего, с такой точки зрения: в какой степени он способствует успешной организации обучения. Успех зависит от того, насколько полно выявляются и используются заложенные в нем мотивирующие возможности. Учебник призван заинтересовать, активизировать и стимулировать учащихся в обучении иностранному языку, то есть мотивирующая (или мотивационная) функция учебника состоит в том, чтобы с его помощью обеспечить стимулирование речевой деятельности учащихся и их учебной деятельности в целом, формировать интерес к учебному предмету, создавать искусственную иноязычную среду, по возможности пробуждать потребность в иноязычном общении, в дальнейшем самообразовании.

В условиях массового обучения в средней школе очень велика значимость мотивационной функции учебника. Поэтому стоит задача разработки методики выявления и использования заложенных в учебнике мотивационных возможностей.

Как показывает наблюдение за учебным процессом в школе для активизации познавательной деятельности учащихся учителю необходимо использовать все имеющиеся в его распоряжении средства повышения мотивации учения, и начинать нужно с учебника, так как учебник является важным источником повышения мотивации учения школьников.

Поскольку мотивационную сферу учебной деятельности составляет совокупность мотивов, потребностей, целей, интересов, то есть необходимость рассмотреть их соотношения с позиций психологии и педагогики, прежде чем переходить к проблеме мотивации в изучении иностранных языков.

Для полноценной мотивации, то есть для стимулирования и направления поведения необходимы два мотивационных фактора: потребность и мотив. Таким образом, мотивация — это, прежде всего, результат внутренних потребностей человека, его интересов и эмоций, целей, задач и так далее. В дальнейшем следует остановиться на наиболее важных аспектах мотивации: потребностях, мотивах, целях и познавательном интересе. Уже отмечалось, что одним из важных мотивационных понятий и является понятие потребности. Следовательно, в задачу учебника входит и задача по воспитанию у учащихся потребности и положительного отношения к приобретению знаний, навыков и умений. На современном этапе преобразования средней общеобразовательной и профессиональной школы перед учебником встала новая задача - дать учащимся не только знания, но и воспитать тягу к ним, сформировать положительную мотивацию к их пополнению самими же учащимися. Это означает важность того, чтобы учебный процесс был так организован и так проводился, чтобы обеспечить мотивацию учения и положительное эмоциональное отношение к нему у каждого ученика. С потребностей начинается всякая деятельность, все они, даже биологические по происхождению, складываются во взаимодействии ребенка со взрослыми и поэтому социально обусловлены. Потребность — это направленность активности ребенка, психическое состояние, создающее предпосылку деятельности [Маркова А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М., 1983: 7]. Однако, сама по себе потребность не определяет характера деятельности. Существенной характеристикой потребности человека является ее предметное содержание. В своей книге "Деятельность. Сознание. Личность.
" А.Н. Леонтьев отмечает: "...в самом потребностном состоянии субъекта предмет, который способен удовлетворить потребность, жестко не записан. До своего первого удовлетворения потребность "не знает" своего предмета, он еще должен быть обнаружен. Только в результате такого обнаружения потребность приобретает свою предметность, а воспринимаемый (представляемый, мыслимый) предмет - свою побудительную и направляющую деятельность, функцию, то есть становится мотивом" [Леонтьев А.Н., 1975:129].

Итак, потребность связана с наличием внутреннего чувства неудовлетворенности, с объективным дефицитом того, что требуется человеку для его устранения. Без потребности не пробуждается активность ребенка. У него не возникают мотивы, он не готов к постановке целей.

Что же из этого следует для обучения? Всякому ребенку свойственна потребность в новых впечатлениях, переходящая в ненасыщаемую познавательную потребность (Л.И. Божович). На нее учитель должен, прежде всего, опереться, актуализировать ее, сделать более четкой, осознанной у большинства учащихся. Если у школьника не актуализирована эта широкая познавательная потребность, создающая готовность к учебной деятельности, то он не переходит и к другим — более активным формам побуждений, например к постановке целей; если же учителю не удается опереться на имеющиеся у школьников познавательные потребности и использовать их для самостоятельной постановки целей учащимися, то ему ничего не остается, как ставить перед учениками готовые цели.

Категория: Мои статьи | Добавил: Ирина (09.02.2010)
Просмотров: 9749 | Комментарии: 8 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz