Метод проектов как развитие самостоятельной активности
учащихся
Система образования призвана способствовать реализации
основных задач социально-экономического и культурного развития общества, ибо
именно школа готовит человека к активной деятельности в разных сферах
экономики, культуры, политической жизни общества. Общество заинтересовано в
том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать,
принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Что же
для этого нужно?
Возможность вовлечения каждого учащегося в активный познавательный процесс,
причем не процесс пассивного овладения знаниями, а активной познавательной
деятельности каждого учащегося, применения им на практике этих знаний и четкого
осознания где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены.
Работа
учителя английского языка должна разбудить интерес детей к изучению языка,
использованию его в обиходном общении, применению в других сферах школьной
деятельности. Этот процесс неразрывно связан с активностью учащихся. Активность
возникает в определенных условиях. Учащийся должен чувствовать потребность в
изучении английского языка и иметь необходимые предпосылки для удовлетворения
этой потребности. Основными источниками являются мотивация и желание. Ученик
охотно изучает предмет, проявляет активность, если он понимает его социальную и
личную значимость.
Метод проектов и обучение
в сотрудничестве - это методические системы, позволяющие, интегрируясь в
реальный учебно-воспитательный процесс, достигать поставленных любой
программой, стандартом образования целей по каждому учебному предмету другими,
альтернативными традиционным методами; обеспечивающие не только успешное усвоение
учебного материала всеми учениками, но и интеллектуальное развитие детей, их
самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю, друг к другу.
Предварительная подготовка к проектно-исследовательской
деятельности на уроках имеет важное воспитательное и развивающее значение:
учащиеся активно участвуют в подборе материала к уроку, читают и перечитывают
дополнительную литературу, выполняют задания творческого характера. Такая работа
развивает навыки самостоятельности, ответственности, формирует духовные
ценности. Важной особенностью таких уроков является то, что необычность формы
занятия всё-таки подчиняется главным требованиям – обучению, воспитанию, развитию,
а не выпадает из общей системы уроков по теме.
Проект – это возможность учащихся выразить свои собственные
идеи в удобной для них творческой форме: изготовление коллажей, афиш, объявлений,
проведение интервью и исследований и т.д. Для грамотного использования метода
проектов требуется значительная подготовка. Применение технологии метода
проектов учит не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает учащемуся
школа, а уметь применять их на практике. Поэтому, чтобы решить проблемы,
лежащие в основе проекта, учащиеся должны владеть определенными
интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями.
На смену наглядным пособиям приходят анимации, подвижные схемы, появляющиеся
и исчезающие иллюстрации. Одним из примеров внедрения в образовательный процесс
информационных технологий может служить урок-презентация.
Овладев программой составления
презентаций Power Point, для нас открыты
большие возможности для творчества, и, прежде всего для организации под нашим руководством
творчества учащихся. Легкая в обращении, эта программа позволяет создать
анимационный опорный конспект урока, включить видео– и аудиофрагменты,
изобразить в динамике какое-то явление, событие, что поможет ученику легче усвоить новый учебный материал.
Уже вошло в традицию каждый цикл уроков по английскому языку завершать
проектом, оформленным в виде презентации. Учащиеся с огромным удовольствием делают
это.
Например, изучая тему «Защита окружающей среды» (в 7 классе) на уроках
английского языка, учащиеся опираются на хорошо известные факты из жизни и
уроков экологии. Поэтому учащиеся, используя результаты своего исследования в
социально-экологическом проекте, с увлечением работают над созданием
презентаций по данной теме на английском языке в тесном сотрудничестве с
учителями английского языка и экологии.
Список
литературы
1.
Бабина Н.Ф. Выполнение проектов. С чего начать.
Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2000. С. 68.
2.
Зимняя И.А., Сахарова Т.Е. Проектная методика обучения
английскому языку // Иностранные языки в школе. 1991. №3. С. 9–15.
3.
Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка
// Иностранные языки в школе. 2000. №2. С. 3—10. №3. С. 3–9.
4.
Полат Е.С. Обучение в сотрудничестве // Иностранные
языки в школе. 2000. №1. С. 4–11.
5. Полат
Е.С. Разноуровневое обучение // Иностранные языки в школе. 2000. №6. С. 6–11. 2001. №1. С. 4–8.
6.
Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным
языкам. – М.: Аркти, 2000.
7.
Коряковцева Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной
работы изучающих иностранный язык.– М., Владос, 2002.
|